Системы пневмотранспорта – конструкции, используемые для перемещения различных сыпучих веществ (зернистых, порошкообразных, пылевидных и т.д.). Они активно используются в пищевой промышленности.
Транспортирование веществ в этих установках производится за счет воздушной струи, которая осуществляет захват и перемещение материала. Т.е. в основе работы пневмотранспортного оборудования лежит принцип аспирации, когда происходит улавливание и сбор всех мелких частиц. Этот способ исключает наличие загрязнителей в системе.
Производство пневмотранспортных установок
Разработка пневмотранспортной системы – это трудный и энергоемкий процесс. Его лучше доверить профессионалам, чтобы исключить вероятность ошибок, которые могут привести к остановке всего рабочего процесса. Процедура проектирования и производства пневмотранспорта состоит из следующих этапов:
- сбор исходных данных от заказчика;
- составление схемы;
- определение мест для сбора и кратковременного хранения транспортируемой продукции;
- выполнение необходимых расчетов;
- создание чертежей и эскизов;
- конструирование (моделирование) систем;
- сборка и монтаж конструкций;
- запуск и наладка оборудования.
Пуско-наладочные работы
Пуско-наладочные работы будут происходить в несколько этапов. Сначала разрабатывается программа пуско-наладочных работ и проверяется измерительная аппаратура. После этого проверяется функционирование силового оборудования и при необходимости вносятся изменения в схемы его работы. Затем выполняются испытания и контрольные измерения параметров. Если испытания прошли успешно, производится комплексное опробование оборудования по заданным программам.
Что нужно учитывать при разработке
При построении пневмотранспортной системы учитывается концентрация, аэродинамические и химико-механические характеристики перемещаемого вещества, а также технологичные требования к готовому продукту. Помимо этого, берутся в расчет условия загрузки материала и производительность, высчитываемая по твердой фазе вещества. В процессе проектирования стоит взять расчетную производительность выше той, что будет описана техзаданием. Это позволит учесть возможность аварийных ситуаций и перспективы увеличения мощности.
Оформление паспорта
В соответствие с действующим законодательством системы пневмотранспорта должны иметь паспорта. Паспорт оформляется на русском языке и содержит информацию о:
- принципиальных схемах оборудования;
- типе установки;
- максимальном расходе воздуха;
- производительности установки;
- диаметре трубопроводов;
- типах приемных устройств и т.д.
В паспорт нужно вносить все отметки о прохождении ТО и выявленных в рамках этой процедуры неисправностях. Паспорт пневмотранспортного оборудования должен соответствовать всем правилам промышленной безопасности, ГОСТам и техрегламентам.
Строение пневмотранспорта
К основным элементам пневмотранспортного оборудования относятся трубопроводы, компрессоры, фильтры, контейнеры для хранения сырья, устройства автоматики и воздуховоды. Вентиляторы в таких системах могут быть и приточные, и вытяжные в зависимости от особенностей всей конструкции. По трубопроводам передвигается воздух и смеси воздуха с материалом. Они герметичны и имеют гладкую поверхность внутри, благодаря чему минимизируется риск утечек и застревания материалов во время передвижения.
Компрессоры отвечают за нагнетание воздуха. Они могут иметь разное строение и различные размеры. При выборе того или иного компрессора следует ориентироваться на параметры мощности и производительности, а также учитывать возможные потери транспортируемых веществ. Фильтры также зависят от параметров материала, который будет проходить по трубопроводам. Если ошибиться и при проектировании системы выбрать неподходящее фильтрующее устройство, крупные частицы попадут в готовую смесь, из-за чего может измениться ее концентрация.
Воздуховоды – это важная часть пневмотранспортной системы. При их построении используются прямошовные трубы с фланцевым соединением. Радиус закругления патрубка должен быть больше 2 диаметров трубы. Все ответвления на трубах можно организовать с помощью тройников и установить смотровые люки в местах, где наблюдается сильный изгиб трассы. Воздуховоды должны быть качественно закреплены. Ни в коем случае не допускается провисание этой трассы.
Упрощенно пневмотранспортная установка – это большой пылесос, который собирает все необходимые материалы в бункер. Однако некоторые сложные системы уже не собирают ничего в бункер. Они забирают вещества и дозировано перемещают их в другое место. В пищевой промышленности это может быть использовано для фасовки сахара, макарон, чая, всевозможных круп и прочих продуктов.
Классификация
Пневмотранспортные системы разделяются на всасывающие, нагнетательные и комбинированные. Во всасывающих системах давление создается насосом, находящимся га пунктом выгрузки материала. Эти установки удобны, если нужно забрать вещества из нескольких емкостей и перенаправить их в один резервуар. В нагнетательных системах насос забирает атмосферный воздух и гонит его по трубопроводу. Такое оборудование целесообразно запускать, если нужно из одного бункера разнести груз по нескольким контейнерам.
В комбинированных системах есть две ветки трубопровода. Эти установки сочетают в себе преимущества и нагнетательных, и всасывающих устройств. Однако далеко не всегда на такое оборудование устанавливают два насоса. Часто в системе есть только один насос, и из-за этого падает производительность аппаратуры. Т.е. пневмотранспорт обслуживается только одним рабочим насосом в комбинированном режиме.
Преимущества пневмотранспорта
Использование пневмотранспортных систем в пищевой промышленности имеет много преимуществ. К ним можно отнести:
- высокую производительность (по отношению к другим системам, которые выполняют аналогичные функции);
- экономичность, обусловленную отсутствием потерь во время перемещения материалов;
- компактность (т.е. устройства могут использоваться в маленьких помещениях без потери функциональности);
- высокую скорость доставки транспортируемых веществ;
- полную бесшумность во время работы вне зависимости от характера груза;
- возможность полной автоматизации процесса;
- экологичность (установки не выделяют в воздух пылевые частицы и прочие вредные вещества, которые бы пришлось удалять);
- безопасность (из-за отсутствия вращающихся элементов значительно снижается риск возгорания техники и возникновения искр);
- сбалансированность;
- простоту установки, эксплуатации и дальнейшего технического обслуживания.
Еще одним достоинством пневмотранспорта можно назвать то, что в процессе перемещения установку можно проветривать, осушать и охлаждать. Это благотворно сказывается не только на материале, но и на самом оборудовании. Благодаря этому его срок эксплуатации существенно увеличивается.
Применение пневмотранспорта в пищевой промышленности
Пневмотранспортные системы используются во многих отраслях пищевой промышленности. В масложировой отрасли они применяются для транспортировки семян масличных культур, в сахарной – для жома, сахара, кизельгура, костеугольной крупки, а в кондитерской – для муки, сахарной пудры, какао бобов и т.д.
Но применение пневмотранспортных систем в пищевой промышленности нельзя назвать всеобъемлющим. Темпы внедрения пневмотранспорта в эту производственную сферу минимальны. Качественное пневматическое оборудование используется лишь на части предприятий. А это значит то, что любой производитель, сумевший интегрировать пневмотранспортную установку в процесс изготовления товара, сможет вырваться вперед. Пневмотранспорт обеспечит высокую производительность работы.
Заключение
Пневмотранспортные системы – это эргономичные и компактные устройства, которые обеспечивают качественное перемещение сыпучих материалов на производстве. Если удастся интегрировать эти установки в производственную линию, можно существенно увеличить объемы изготавливаемой продукции в единицу времени. Пневмотранспорт – это новаторский метод перемещения сыпучих материалов, но не стоит его опасаться. Он способен обеспечить чистоту и максимальную безопасность работы.